Исследователи по-новому взглянули на наскальные изображения в испанской пещере, используя стереоскопическую фотографию, известную еще с 1800-х годов.

Наскальные рисунки — это искусство, которое существует в Европе уже более 40 000 лет. Обычно внимание археологов было сконцентрировано на двухмерных особенностях рисунков. Для сохранения произведений искусства они использовали эскизы, зарисовки и фотографии —  пишет «Mail.ru Hi-Tech».  

В последнее время среди археологов стало популярно применение 3D-записи и 3D-просмотра. Эти способы позволяют захватить больше деталей наскального искусства, чем традиционные 2D-методы. Однако, несмотря на это, полученные снимки обычно просматриваются и изучаются в формате 2D-изображений на компьютерных экранах. 

Новое исследование меняет взгляд археологов на наскальные рисунки с помощью стереоскопических фотографий произведений древнего искусства. Ученые из Мадридского университета Комплутенсе разработали простой метод передачи трехмерной природы стен пещеры Ла-Пазьеги в Испании и произведений искусства на ней, сообщает Livescience.

Исследователи использовали стереоскопию, чтобы обнаружить наскальные рисунки с изображением лошади.
Исследователи использовали стереоскопию, чтобы обнаружить наскальные рисунки с изображением лошади. источник: R. Asiain & P. Saura; Antiquity Publications, Ltd.

Более 700 изображений животных, символов, точек и линий покрывают стены пещеры, которая была впервые обнаружена в 1911 году. В результате систематического изучения с использованием стереоскопической фотографии ученые обнаружили трех ранее скрытых животных: двух лошадей и одного зубра.

Для создания трехмерного эффекта, нужно смотреть на пару фотографий высокого разрешения, снятых на расстоянии между зрачками взрослого (около 63,5 миллиметра). Это позволит мозгу воспринимать картинку в трехмерном виде. Лучше всего использовать специальные устройства для просмотра таких стереоскопических фотографий. Но некоторые трехмерные изображения можно увидеть, просто глядя на них, как на трехмерные дизайны «Магический Глаз».

На фотографиях исследователей отчетливо видны лошади. Цифровая обработка позволяет раскрыть подробности: одна лошадь находится под изображением оленя в центре пещеры, и на левой стороне видна грива, шея и грудь другой лошади. Поскольку голова второй лошади находится в выпуклой части стены, а грудь в выемке, создается впечатление трехмерности животного.

Два ранее не опознанных изображения в пещере.
Два ранее не опознанных изображения в пещере.источник: R. Asiain & P. Saura; Antiquity Publications, Ltd.

Используя 3D-очки или даже просто слегка скосив глаза, можно увидеть волнистый характер стен пещеры так, как это мог видеть художник, живущий десятки тысяч лет назад.

В наскальном искусстве палеолита художники использовали естественные формы пещер для создания своих картин, объясняют ученые. Высокое качество изображения позволяет исследователям увидеть искусство в «настоящем» 3D, а не смоделированном с помощью 3D-сканеров.

Ученые считают, что древние художники со временем стали понимать камень как еще один элемент живописи. В будущем они планируют выяснить, работали ли творцы со скалой посредством резьбы, для создания фигур в 3D.

Между тем российские физики-ядерщики создали 3D-модель подземных ходов Псково-Печерского монастыря и обнаружили ранее неизвестные участки. 

Знаменитые геоглифы в перуанской пустыне показали с высоты:

16 — фотографий

 В районах Наска найдены 30 рисунков (насекомые, птицы, животные), 13 тысяч различных линий и 700 геометрических фигур. Фото: PsamatheM / wikipedia.org

https://hi-tech.imgsmail.ru/pic_original/1bcd5b39d789485bc71e35220039549d/1960030/

Благодаря полупустынному климату они сохранились с глубокой древности. Фото: Diego Delso / wikipedia.org

https://hi-tech.imgsmail.ru/pic_original/2d0576400ac086b308740350809b6295/1960026/

Большинство изображений достигают нескольких сотен метров в длину и с земли их распознать затруднительно. Фото: Diego Delso / wikipedia.org

https://hi-tech.imgsmail.ru/pic_original/405db5eef2c12ee72fa54578ac139fa7/1960027/

Впервые причудливые рисунки целиком увидели только в XX веке, когда над плато стали летать самолеты. Фото: Diego Delso / wikipedia.org

https://hi-tech.imgsmail.ru/pic_original/b6fb967dcf584f659e5385ca52352516/1960029/

В 1994 году геоглифы Наски внесли в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Фото: Fabian65 / wikipedia.org

https://hi-tech.imgsmail.ru/pic_original/9b863ebbf3e5411d4a4bd1c59a33d87a/1960032/

Интересный факт: несмотря на свою величину, фигуры неразличимы невооруженным глазом с борта МКС. Фото: Diego Delso / wikipedia.org

https://hi-tech.imgsmail.ru/pic_original/d0c24f566fa3647bf0e864f3a740a148/1960023/

Сами линии, полосы и рисунки представляют собой борозды до 135 см шириной и до 40-50 см глубиной (средняя глубина 25-30 см). Они похожи на неглубокие траншеи. Фото: PsamatheM / wikipedia.org

https://hi-tech.imgsmail.ru/pic_original/d5636e507348dd38a7bd065231743386/1960031/

Изучение рисунков осложняется тем, что геоглифы Наски были созданы в разное время, по непохожим схемам и, возможно, с различными целями. Фото: Diego Delso / wikipedia.org

https://hi-tech.imgsmail.ru/pic_original/136efd4ad08005da2a2916150321a803/1960028/

Одна из исследовательниц геоглифов Мария Райхе утверждает, что создатели рисунков сначала делали небольшие эскизы, а затем воспроизводили их в нужных больших размерах. Фото: Diego Delso / wikipedia.org

https://hi-tech.imgsmail.ru/pic_original/3d36793b2125f1aa029abe259dcc1162/1960024/

Линии и полосы многократно пересекают друг друга, накладываются на другие фигуры. Это говорит о том, что комплекс Наски покрывался изображениями не единовременно, а в несколько этапов. Фото: Diego Delso / wikipedia.org

https://hi-tech.imgsmail.ru/pic_original/6561d984d2099e7a20e2eeda62f4563d/1960025/

Канадские ученые выяснили, что геоглифы располагались рядом с дорогами или крупными поселениями, поэтому они могли служить своеобразными «дорожными часовнями» для древних индейцев, желавших безопасно достичь своего путешествия. Фото: Diego Delso / wikipedia.org

https://hi-tech.imgsmail.ru/pic_original/a63f7e292db2c4f52954b3969a132c38/1960021/

Постоянные и целенаправленные исследования в Наске сейчас не ведутся. Фото: PsamatheM / wikipedia.org

https://hi-tech.imgsmail.ru/pic_original/663bd2f22e33fe1a92e2f8e2b4393316/1960020/

Ответственность за изучение и охрану комплекса Наски возложена на Перуанский институт культуры, но у него нет достаточных средств на проведение масштабных полевых исследований. Фото: Diego Delso / wikipedia.org

https://hi-tech.imgsmail.ru/pic_original/ca1fc7ce987ec3719dc564a95f9559c4/1960018/

 В популярной литературе существует предположение, что полосы в пустыне Наска предназначены для ориентирования и посадки инопланетных космических кораблей. Фото: Diego Delso / wikipedia.org

https://hi-tech.imgsmail.ru/pic_original/638a02543d49bb4b4452dadb293c7d25/1960019/

Свидетельств, что рисунки когда-либо использовались для взлета или посадок летательных аппаратов, нет. Фото: Diego Delso / wikipedia.org

https://hi-tech.imgsmail.ru/pic_original/ffd6a76b9bfde815f1b0535ba3ddd19e/1960033/

До сих пор отдельные группы ученых по собственной инициативе пытаются выяснить, кто и для чего точно создавал геоглифы Наски. Фото: Diego Delso / wikipedia.org

Автор: Екатерина Садкова

От qwert.uz