Обнародован итоговый отчет о трагедии, которая унесла жизни пяти человек во время погружения к затонувшему «Титанику» летом 2023 года —  пишет « Hi-Tech_Mail.ru ».  

Светлана Левченко

Автор новостей

Обломки батискафа Titan
Обломки батискафа TitanИсточник: Вокруг Света

Отчет Морской следственной комиссии Береговой охраны США объемом более 300 страниц оказался не просто детальным техническим разбором случившегося, но шокирующим свидетельством халатности, плохого управления и пренебрежения техникой безопасности со стороны компании OceanGate.

18 июня 2023 года аппарат «Титан» (Titan), созданный и эксплуатируемый американской компанией OceanGate, отправился в коммерческое погружение к месту крушения «Титаника» у побережья Ньюфаундленда. Управлял батискафом лично глава компании Стоктон Раш. Вместе с ним на борту находились известный французский исследователь Мирового океана Поль-Анри Наржоле, британский бизнесмен Хамиш Хардинг, а также пакистано-британский предприниматель Шазада Давуд и его 19-летний сын Сулейман.

Связь с подлодкой прервалась спустя примерно час после начала погружения — на глубине около 3300 метров. Экипаж корабля сопровождения услышал громкий хлопок, после чего наступили четыре дня тревожного молчания и отчаянных попыток спасти людей. Финалом стала находка обломков «Титана» на дне Атлантики: аппарат был полностью разрушен.

Кормовая часть батискафа полностью разрушена
Кормовая часть батискафа полностью разрушенаИсточник: Береговая охрана США

Расследование показало: трагедия стала результатом системного пренебрежения рисками и инженерными стандартами. Батискаф, как выяснилось, был «неклассифицированным, несертифицированным, незарегистрированным коммерческим подводным аппаратом». Его корпус состоял из углеволоконного композита — материала, который почти не используется в глубоководной технике именно из-за его хрупкости и непредсказуемого поведения под нагрузкой. Он был склеен с титановой оконечностью, в которую вмонтировали акриловое смотровое окно — конструктивное решение, породившее массу потенциальных точек отказа.

При этом компания практически не проводила надлежащих испытаний. Корпус «Титана» подвергался многократным нагрузкам и внешним воздействиям — аппарат оставляли на морозе, транспортировали в жестких погодных условиях, — но анализ его состояния не проводился. В отчете отмечается, что инженеры OceanGate проигнорировали рекомендации Boeing, включая предложения по усилению конструкции. Проверка аппарата ограничивалась визуальным осмотром — без применения неразрушающих методов диагностики. В результате в ламинате корпуса оказалось множество дефектов: пустоты, пористость, морщины, загрязнения.

Кульминацией халатности стало не только снижение количества болтов на торцевых крышках с 18 до 4 «для ускорения сборки», но и общая атмосфера в компании, которую в отчете называют «токсичной». Решения принимались исключительно Стоктоном Рашем, который, по сути, сосредоточил в своих руках всю власть в OceanGate, отказывался от внешнего аудита, не допускал инакомыслия и последовательно игнорировал все предостережения — как от подчиненных, так и от сторонних специалистов. Подготовка пилотов была формальной, а многие инженеры не имели необходимой квалификации.

Передняя крышка батискафа на морском дне
Передняя крышка батискафа на морском днеИсточник: Береговая охрана США

Как установлено, в последние дни перед трагедией в клеевом соединении торцевого кольца появились трещины, а слои композита в корпусе начали расслаиваться. В момент погружения один из этих дефектов стал критическим — вероятнее всего, под воздействием давления произошел отрыв носовой части или обрушение переднего сегмента корпуса. Экипаж погиб мгновенно.

Как подчеркнул председатель комиссии Джейсон Нойбауэр, эта катастрофа была «на 100% предотвратимой», и ее причины должны стать уроком для всей отрасли. Он отметил, что инновации в подводной технике не должны идти вразрез с требованиями безопасности, а разработчики обязаны следовать как минимум базовым инженерным принципам и обеспечивать должный надзор.

«Титан» стал символом не столько технологической смелости, сколько трагического пренебрежения к морю и его законам. Как сказал писатель Хаммонд Иннес, «тот, кто позволяет морю убаюкивать себя, усыпляя бдительность, находится в смертельной опасности».

Тем временем новый батискаф исследует Марианскую впадину на глубине 11 км.

От qwert.uz

13 комментариев для “Раскрыта правда о катастрофе батискафа «Титан»”

Обсуждение закрыто.