Миллионы лет на планете сосуществовали несколько биологических видов людей. Менее 30 000 лет назад мы еще соседствовали с «параллельным человечеством» — неандертальцами. Ученые десятилетиями спорят, почему они вымерли. Научный обозреватель Forbes Анатолий Глянцев рассказывает о новом исследовании, которое предлагает простое и убедительное объяснение катастрофы — пишет «Vfokuse.mail.ru».

Сегодня Homo sapiens — единственный человеческий вид. Но такая ситуация возникла совсем недавно по меркам эволюции. Большую часть истории человеческого рода на Земле было несколько видов людей одновременно. Если ограничиться хорошо изученными видами, то последними из наших братьев по роду Homo были неандертальцы. Они вымерли вскоре после расселения Homo sapiens по Европе, но были ли наши предки тому причиной? Новое исследование, опубликованное в журнале Scientific Reports, отвечает: сапиенсам вовсе не было нужды истреблять неандертальцев силой или вытеснять в конкурентной борьбе. Все могло быть гораздо проще.
Родословная человечества
Род Homo («человек») выделился из африканских австралопитеков около 2,5 млн лет назад. Чуть меньше 2 млн лет назад люди расселились по всей Африке и впервые появились в Евразии. С тех пор эволюция человека протекала уже на двух континентах. Около 300 000 лет назад в Африке возник наш нынешний вид: Homo sapiens, в переводе с латыни — человек разумный. Примерно в то же время в Европе на основе местных человеческих видов сложился Homo neanderthaliensis, то есть человек неандертальский или просто неандерталец. Неандертальцы крайне мало отличались от сапиенсов, так что различить их скелеты может только специалист. Они были коренастыми, широкоплечими, с очень выпуклой грудной клеткой. Такое сложение позволяло лучше сохранять тепло в прохладной Европе, на которую то и дело наступали ледники.
Не глупее человека разумного?
Древнейшим общепризнанным останкам Homo sapiens в Евразии около 120 000 лет, но, возможно, наш вид вышел из Африки даже раньше. Миграция из Африки в Евразию, видимо, шла в несколько волн. Последняя из них окатила континент около 45 тысячелетий назад и была достаточно мощной, чтобы заселить Европу. Здесь наши предки столкнулись с аборигенами — неандертальцами. Довольно скоро последние исчезли из палеонтологической летописи. Самые молодые кости неандертальца имеют возраст 28 000 лет.
В XX веке этот факт толковали просто. Якобы сапиенсы были намного умнее неандертальцев и частично истребили их, а частично оттеснили от пищевых ресурсов.
У нас нет живого неандертальца, чтобы измерить его интеллект. Однако археологические данные все чаще говорят, что две ветви человечества были сравнимы по культурному развитию. Каменные орудия неандертальцев не уступают изделиям сапиенсов. Неандертальцы оставили украшения, наскальные рисунки и погребения с явными следами ритуалов. Останки неандертальцев со сросшимися переломами показывают, что они были достаточно гуманны, чтобы заботиться о раненых.
Ахиллесова пята
Итак, у нас нет оснований считать неандертальцев глупее себя, хотя и исключить такую возможность непросто. Чем же тогда объяснить их быстрое исчезновение, совпавшее по времени с расселением сапиенсов по Европе?
В гипотезах нет недостатка. Многие из них сосредоточены на поиске слабого места неандертальцев, обусловившего их проигрыш в конкурентной борьбе.
Так, некоторые исследователи считают, что неандертальцы, в отличие от сапиенсов, жили слишком маленькими и обособленными группами. Со временем это привело к близкородственному скрещиванию и другим проблемам. Другие ученые полагают, что неандертальцы не выдержали очередного изменения климата. Третьи винят во всем инфекции, вынесенные сапиенсами из Африки: у неандертальцев, очевидно, не могло быть к ним иммунитета. Четвертые ищут тонкие различия в анатомии двух видов, вплоть до строения евстахиевой трубы, из-за которого неандертальцы якобы чаще болели ушными инфекциями.
Не все из этих гипотез действительно объясняют, почему в конкурентной борьбе победила одна сторона. У сапиенсов, очевидно, тоже не было иммунитета к болезням неандертальцев. Климат меняется медленно, и африканские мигранты-сапиенсы вряд ли были лучше приспособлены к европейской прохладе, чем аборигены-неандертальцы.
Авторы нового исследования отстаивают другую версию. По их мнению, неандертальцы не вымерли. Они просто перестали быть собой и слились с сапиенсами.
Кровь другого вида
Ученые точно знают, что два наших вида скрещивались. Где, когда, сколько раз, насколько это повлияло на ДНК сапиенсов и неандертальцев? На этот вопрос нет точного ответа. Во-первых, данные о неандертальских генах довольно скудны. ДНК в ископаемых костях сильно повреждается за десятки тысяч лет. К тому же образцы часто загрязнены ДНК современных людей. Особенно это касается костей, извлеченных в XX веке, когда никто не видел смысла беречь окаменелости от подобных загрязнений. Во-вторых, геномы двух видов одного рода Homo чрезвычайно похожи, так что выделить генетические маркеры неандертальцев не так-то легко.
Исследователи сходятся на том, что у всех современных людей, кроме коренных африканцев — последних «чистокровных» Homo sapiens, — доля неандертальских генов около 2%. Она примерно одна и та же у европейцев и азиатов, американцев и австралийцев. Такую равномерность долго считали свидетельством того, что скрещивание двух видов произошло только один раз и вскоре после выхода сапиенсов из Африки. Однако более тонкие исследования показали иную картину. Было как минимум два отдельных потока генов от неандертальцев к сапиенсам, и последний из них состоялся 37 000−86 000 лет назад. Некоторые ученые считают, что межвидовые скрещивания вообще случались регулярно.
Именно эту гипотезу отстаивают авторы недавней работы. Они задаются простым вопросом: как скрещивание с сапиенсами повлияло на геном самих неандертальцев?
Великое растворение?
Оценки численности сапиенсов в Европе около 45 000 лет назад разнятся от тысяч до миллионов, но большинство экспертов сходится на десятках или сотнях тысяч человек. При этом неандертальцев было всего несколько тысяч. В обоих случаях речь идет об эффективном размере популяции — это, грубо говоря, число людей репродуктивного возраста.
Почему пришельцев было в 10−100 раз больше, чем аборигенов? Возможно, потому что вымирание неандертальцев уже началось по не зависящим от сапиенсов причинам. Или же конкурентное давление было настолько сильным, что сразу же дало себя знать. Но вполне можно предположить, что суровые условия Европы просто мешали неандертальскому населению расти, в то время как за спиной сапиенсов была теплая и многолюдная по тем временам Африка. Численность сапиенсов в Европе росла не столько за счет размножения, сколько за счет продолжавшейся миграции.
Именно из этой гипотезы и исходили авторы нового исследования. Они заметили, что ситуация напоминает классическую демографическую задачу «континент — остров». Представители крупной популяции постепенно разбавляют собой немногочисленное местное население вплоть до полного замещения. Авторы подсчитали, что небольшие, но регулярно повторяющие генетические интервенции сапиенсов могли привести к полной замене неандертальского генома на современный за каких-то 10−30 тысячелетий. И это только за счет разницы в численности наших видов, без учета возможных конкурентных преимуществ Homo sapiens или других факторов, которые тоже могли иметь место.
Справедливости ради надо сказать, что подобная гипотеза высказывается не впервые. Однако на сей раз авторы построили достаточно простую математическую модель этого процесса.
Согласуется ли гипотеза «великого растворения» с тем фактом, что у всех неафриканцев небольшой и, главное, почти одинаковый процент неандертальских генов? Авторы утверждают, что да, но, вероятно, этот вопрос требует более тщательного исследования.
В целом пока рано ставить точку в дискуссии о том, как человек разумный потерял своих ближайших и, вероятно, не менее разумных родичей. По мере новых находок и исследований наши знания о неандертальцах и их генах будут накапливаться, и, возможно, однажды мы окончательно разберемся в этом вопросе.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора.
