Узбекистан, Ташкент — АН Podrobno.uz. Начиная с третьей четверти 2019−2020 учебного года, в качестве эксперимента, в общеобразовательных школах будут введены вариативные учебные программы для учащихся 10 и 11 классов —  пишет  «Mail.ru Новости». Это обозначает, что ученики получат возможность выбора обучаемых предметов. Данный эксперимент продлится до конца 2019—2020 учебного года, сообщает корреспондент Podrobno.uz.

Источник: Podrobno.uz

Эксперимент по внедрению вариативных учебных программ в общеобразовательных школах будет проводиться в соответствии с приказом министра народного образования.

Целью эксперимента является предоставление возможности учащимся углубленного изучения интересующих их предметов, подготовиться к вступительным экзаменам вузов.

Важно отметить, что введение вариативных учебных программ является добровольным и при внедрении школы будут принимать во внимание наличие высококвалифицированных и опытных учителей.

Запрещается внедрять вариативные учебные планы в средних общеобразовательных школах в следующих случаях:

 — несогласие учеников, учителей и родителей;.

 — отсутствие учителей, обладающих достаточной квалификацией и опытом, для преподавания предметов по вариативной учебной программе.

Выбор направления в классе будет определяться путем опроса учащихся 10−11 классов. При этом один ученик может выбрать только одно направление.

В школах для проведения опроса среди учащихся и обобщения результатов будет создана специальная комиссия. В состав комиссии войдут заместитель директора по учебной работе, психолог, председатели методических объединений и председатель родительского комитета. При этом не допускается включение в приемную комиссию родителей учащихся и преподавателей по соответствующим предметам (за исключением председателя родительского комитета и председателей методических объединений).

Для обеспечения общественного контроля члены Наблюдательного совета школы могут участвовать в качестве наблюдателей для обеспечения прозрачности процесса опроса и подведения итогов.

Если по результатам опроса количество учащихся, изъявивших желание обучаться в соответствующем классе, превысит 35 учеников, в таких случаях ученики будут зачислены в соответствующий класс на основании результатов экзаменов по соответствующим предметам.

Если в соответствующем классе количество учащихся будет не более 35 учащихся, они будут зачислены в данный класс без экзаменов.

Для организации факультативных классов предлагаются следующие направления:

первое направление: иностранные языки и филология;.

второе направление: финансы и экономика;.

третье направление: технология;.

четвертое направление: естественные науки;.

пятое направление: социально-гуманитарное.

Учебный план факультативного класса составляется соответствующим методическим объединением и заместителем директора по учебной работе исходя из направления, утвержденного Педагогическим советом школы.

При разработке вариативного учебного плана для экспериментального класса учитывается общее количество часов, отведенных на 10−11 классы в базовой учебной программе на 2019−2020 учебный год. При этом общее количество часов в неделю составляет 30 часов в 10-м классе и 31 час в 11-м классе.

В результате внедрения вариативных учебных планов сокращается количество обязательных предметов для учащихся 10- и 11-классов с 15 до 8. В процессе апробации данной учебной программы будут преподаваться в обязательном порядке такие предметы, как родной язык и литература, узбекский/русский язык, иностранный язык, история, математика, информатика, основы духовности и физическое воспитание.

Количество часов обязательных предметов не должно быть меньше количества часов, указанных в базовой учебной программе (19 часов в 10-м классе и 19,5 часа в 11-м классе).

Предметы, выбранные учащимся, являются факультативными. Для факультативных предметов в 10-м классе отводится 11 часов и в 11-классе — 11,5 часа. Все предметы базовой учебной программы на 2019−2020 учебный год могут быть факультативными.Ч

Обязательные предметы также могут быть выбраны в качестве факультативных предметов. В то же время, при выборе обязательного предмета в качестве факультативного предмета, дополнительные часы добавляются к обязательным часам.

Организация уроков по выбранным предметам не предполагает разделение классов. Также классы не будут разделены если в качестве факультативных предметов выбраны «Иностранный язык», «Информатика и информационные технологии», «Физическая культура», «Узбекский язык» (для школ, где язык обучение не является узбекским языком), «Русский язык» (для школ, где язык обучение не является русском языком), кроме часов, выделенных в рамках базовой учебной программы.

Рекомендуется распределить часы, отводимые на факультативные уроки, следующим образом:

По направлению иностранные языки и филология:

В 10-классе:

 — иностранный язык — 5 часов.

 — родной язык и литература — 6 часов.

В 11-классе:

 — иностранный язык — 5,5 часа.

 — родной язык и литература — 6 часов.

По направлению финансы и экономика:

В 10-классе:

 — математика — 6 часов.

 — иностранный язык — 5 часов.

В 11-классе:

 — математика — 5,5 часа.

 — иностранный язык — 6 часов.

По направлению технология:

В 10-классе:

 — математика — 4 часа.

 — физика — 7 часов.

В 11-классе:

 — математика — 4,5 часа.

 — физика — 7 часов.

По направлению естественных наук:

В 10-классе:

 — биология — 5 часов.

 — химия — 6 часов.

В 11-классе:

 — биология — 5,5 часа.

 — химия — 6 часов.

По социально-гуманитарному направлению:

В 10-классе:

 — история — 5 часов.

 — родной язык и литература — 6 часов.

В 11-классе:

 — история — 5 часов.

 — родной язык и литература — 6,5 часа.

В рамках дополнительных часов в факультативных классах учащиеся будут углубленно изучать предметы, обучаться по ресурсам Khan Academy O’zbek — Onlayn ta’lim platformasi, дополнительным книгам и материалам, решать тесты (опубликованные на сайте Государственного Центра тестирования), готовятся к вступительным экзаменам в вузы и так далее.

В факультативных классах кроме учебников можно использовать дополнительные книги и источники, которые прошли соответствующую экспертизу в Республиканском центре образования.

«Вариативные учебные программы внедряются в качестве эксперимента. Новая система позволит учащимся готовиться к вступительным экзаменам в вузы и уменьшит потребность в репетиторах. Это также сэкономит время учеников. В результате родители сэкономить средства на репетиторах и создается возможность детям из малообеспеченных семей готовиться к вступительным экзаменам вузов», — отметил первый заместитель министра народного образования Узбекистана Алишер Умаров.

От qwert.uz