Несмотря на последнее заявление президента США Дональда Трампа, конфликт между западными странами и Ираном продолжается. Kun.uz попытался разобраться, как противостояние двух стран может повлиять на Узбекистан.
Источник: Кun.uz
Краткая история По данным МИД Узбекистана, Исламская Республика Иран признала независимость Республики Узбекистан 25 декабря 1991 года. Дипломатические отношения между двумя странами были установлены 10 мая 1992 года.Читайте также
Палата представителей ограничила военные полномочия Трампа
В ноябре 1992 года в Ташкенте начала свою деятельность дипломатическая миссия Ирана, а посольство Узбекистана в Тегеране открылось в мае 1995 года. Договорно-правовую базу двусторонних отношений составляют 55 межправительственных и межведомственных соглашений в политической, торгово-экономической и культурной сферах. Статистика Согласно данным Госкомстата Узбекистана, товарооборот с Ираном в 2018 году составил 306,5 млн долларов США.
На протяжении ряда лет отмечается спад в торговле за счет снижения узбекского экспорта. В 2018 году объемы экспорта в Иран снизились на 35,4% относительно 2017 года, а импорт из Ирана увеличился в 2,3 раза относительно прошлых лет. В целом товарооборот в 2018 году снизился на 25% относительно показателя 2016 года.
Номенклатуру экспорта Узбекистана в Иран составляют хлопок, хлопок-волокно, черный и цветные металлы, минеральное удобрение, химическое волокно, а импорт состоит из строительных материалов, электромеханические оборудования, фрукты, сухофрукты, пластмассовые изделия. По данным Trademap.org, в 2017 году Иран экспортировал в Узбекистан товаров на сумму 98 млн долларов. Основными товарными группами являются пластмассы и изделия из них (30 млн долларов), механическое оборудование (13 млн), фрукты и орехи (8 млн) и прочее. Из Узбекистана Иран импортировал товаров на 61 млн долларов, из них на 38 млн хлопок-сырец и хлопчатобумажную пряжу, на 9,3 млн шелк-сырец, овощи на 4,7 млн, удобрения на 3,7 млн.
Страшное ДТП в Ташкенте: люди сгорели заживо
Относительно 2016 года отмечается увеличение иранской стороной импорта шелка, растительных материалов для изготовления плетеных изделий. В то же время отмечается снижение объемов импорта хлопка почти в 2 раза, незначительно — овощей и удобрений. На сегодняшний день в Узбекистане действуют 120 совместных предприятий с участием иранских инвесторов, из них 15 — со 100% иранским капиталом. Теперь обратим внимание на заявление внешнеполитического ведомства Узбекистана.
«Дальнейшее обострение военно-политической обстановки может привести к многочисленным человеческим жертвам и масштабной гуманитарной катастрофе, разрушит жизненно важные экономические связи и коммуникации, нанесет непоправимый ущерб региональной и глобальной безопасности», — отметили в МИД Узбекистана.
Разрушит жизненно важные экономические связи и коммуникации Как видно транспортный коридор через Иран имеет особое значение для Узбекистана. В апреле 2018 года стало известно, что Узбекистан и Иран разрабатывают соглашение о торговых преференциях. Стороны решили подготовить перечень товаров для включения в проект документа. Кроме того, стороны планировали подписать меморандум о развитии электронного обмена информацией между таможенными администрациями двух стран. Бывший министр внешней торговли Узбекистана Жамшид Ходжаев подчеркнул, что задача Узбекистан и Ирана — оптимизировать существующие транзитные тарифы с учетом структур экспорта двух стран.
Иранская сторона отметила, что приложит все усилия для завершения строительства железной дороги Хаф Герат, которая станет продолжением строящейся линии Мазари-Шариф Герат и позволит значительно увеличить объемы перевозок товаров между странами региона за счет снижения цен и сроков доставки. В декабре 2019 года министр промышленности, рудников и торговли Ирана Реза Рахмани заявил, что Иран готов создать транзитный маршрут для доставки в Узбекистан товаров из стран Персидского залива и Северной Африки без ограничений.
По его словам, у стран есть возможности для расширения сотрудничества. Рахманиуказал, что путь для активизации экономического сотрудничества с Узбекистаном очевиден, отметив, что подписание меморандума о взаимопонимании по преференциальным торговым тарифам проложит путь для дальнейшего улучшения сотрудничества. «Мы планируем на постоянной основе установить прямую линию между Ираном и Узбекистаном и использовать национальные валюты в финансовых операциях», — отметил он.
Ранее во время недавней конференции в Тегеране Рахмани сказал, что Иран как государство-член транспортного коридора Север-Юг будет связывать прикаспийские государства со странами Центральной Азии для усиления торговых отношений. Транспортный коридор Север-Юг — это морской, железнодорожный и автомобильный маршрут, который, как ожидается, облегчит и ускорит товарооборот между Индией, Россией, Ираном, Европой и государствами Центральной Азии.
Напомним, что узбекские перевозчики также активно используют железнодорожную магистраль Теджен Серахс Мешхед протяженностью 320 километров с перестановкой колесных пар с колеи 1520 мм на 1435 мм на станции Серахс, которая является трансазиатским коридором для выхода стран Центральной Азии на мировой рынок через Иран и Турцию.
Исходя из вышеуказанных фактов, можно сделать вывод, что любые военные действия в регионе негативно повлияют на движение узбекских грузов через Иран и все государства, которые граничат с ним. Нанесет непоправимый ущерб региональной и глобальной безопасности К сожалению, после военных действий в Сирии и после того как появился ИГИЛ, Узбекистан столкнулся с соответствующими проблемами.
Некоторые узбекистанцы, в основном трудовые мигранты, попали под влияние террористических группировок и уехали в зоны боевых действий. Правоохранительные органы РФ несколько раз предупредили о различных угрозах, западные спецслужбы назвали это пропагандой, но главный факт в том, что за последнее время из Сирии в Узбекистан вернули почти 400 человек. В настоящее время еще многие узбекистанцы, в основном мужчины, находятся в тюрьмах Сирии и Ирака за участие в деятельности террористических организаций.
Жертвами геополитических игр и конфликтов становятся некоторые узбекистанцы, которые по различным объективным и субъективным причинам, присоединяются к террористическим группировкам. Кроме того, есть гарантия того, что после военных действий в Иране, на местах появятся различные группировки и своеобразные военные кланы, которые будут вести борьбу за власть. Это также негативно повлияет на межгосударственные отношения Узбекистана и Ирана. Нефть Каким образом удар по нефтяному рынку Ирана повлияет на Узбекистан сказать очень сложно. Даже когда на мировых рынках цена за баррель нефти достигает исторического минимума, в Узбекистане цены на бензин растут.
Еще никогда в стране официальные лица не говорили о том, как военные действия на Ближнем Востоке или Латинской Америке влияют на цену топлива в Узбекистане. Точных данных и информации на эту тему нет. В своем последнем обращении Трамп обратился к народу и лидерам Ирана.
«Я обращаюсь к народу и лидерам Ирана: мы хотим, чтобы у вас было будущее, замечательное будущее. То будущее, которое вы заслуживаете: процветание на родине, гармоничное сосуществование с другими странами. Соединенные Штаты готовы вступить на путь мира со всеми, кто к нему стремится», — отметил президент.
Во внешнеполитическом ведомстве подчеркнули, что Узбекистан выступает за проявление максимальной сдержанности и призывает вовлеченные в противостояние стороны к принятию политико-дипломатических мер для снижения напряженности и нормализации ситуации в регионе. Надеемся, что ситуация вокруг Ирана будет решена в положительную сторону, так как любое отрицательное решение негативно повлияет на ситуацию в Центральной Азии, в том числе в Узбекистане.