Письменные исторические артефакты являются прекрасным источником ценной научной информации о климате прошлого. Документы дополняют собой «природные записи» – ледники, осадочные породы, окаменелости — пишет « Hi-Tech_Mail.ru ».

Автор новостей

Природа сохраняет следы изменений климата в почве, камне, древесине и ледниках – на них опираются историки, археологи и палеонтологи. Но и общество оставляет не менее ценные свидетельства — дневники, путевые заметки, приходские и монастырские записи. Многие из таких документов, в которых летописцы прошлого тщательно фиксировали необычные погодные аномалии, прекрасно сохранились и доступны для изучения ученых.
Недавнее исследование раскрыло немало нового о климате 16 века благодаря множеству разнообразных архивных записей, сделанных жителями Трансильвании. В те годы в Западной Европе произошло похолодание, настолько сильное, что современные историки называют его Малым ледниковым периодом. Но в Трансильвании, особенно в первой половине столетия, было аномально жарко.
1540 год стал одним из самых жарких, регион охватила сильнейшая засуха: высохли даже родники, реки превратились в тонкие ручейки, от жажды и голода в полях погибал скот, а люди устраивали коллективные молитвы о дожде. Особая ценность письменных документов в том, что они не просто рассказывают о климатических аномалиях, но показывают, как именно люди относились к экстремальной погоде, как реагировали на нее.

Ко второй половине века климат в Трансильвании начал постепенно меняться: сильные дожди стали идти чаще, произошло даже несколько наводнений. Узнав это, авторы исследования пришли к выводу, что Малый ледниковый период все-таки пришел в этот регион, хоть и с запозданием. Гипотезу ученых подтверждают более поздние архивные записи, в которых все чаще говорится о суровых зимах.
Экстремальная погода часто становилась причиной бедствий: из ста лет, которые изучили историки, около 30 лет бушевали эпидемии чумы, 23 года жители региона голодали, 9 лет Трансильвания страдала от нашествий саранчи. Впрочем, у таких событий, хоть они и разрушали привычный уклад жизни, была своя положительная сторона: они способствовали прогрессу, развитию новых технологий. Города, как могли, приспосабливались к сложным условиям: люди разрабатывали системы орошения, строили дамбы и другие сооружения для защиты от наводнений.
Безусловно, у работы ученых есть свои ограничения. Грамотными в 16 веке были единицы – именно они и вели записи. Это значит, что таких документов сохранилось относительно немного, и они могут отражать субъективное восприятие погодных условий отдельными людьми, об этом приходится помнить. Порой сведения в таких архивах вообще противоречат друг другу. Некоторых данных попросту не хватает: в исследовании есть период длиной около 15 лет, за который специалистам не удалось найти ни одного достоверного источника.

Тем не менее, анализ исторических текстов позволяет не только восстановить климатическую картину прошлого, но и сделать важные выводы для настоящего. Оценивая климатические катастрофы прошлого мы можем эффективнее справляться с изменениями климата в наше время.
«Изучение климатических данных при помощи общественных архивов позволяет нам понять, как общество реагировало на вызовы природы и сделать из этого полезные для современных людей выводы», — отмечает один из авторов исследования, Флорин Качиора.
Ранее найденные во время раскопок артефакты помогли ученым узнать больше об истории северной Месопотамии.