Если вам кажется, что крепкое словцо помогает собраться с силами — вам не кажется — пишет « Hi-Tech_Mail.ru ».
Автор новостей

Новое исследование подтверждает: ругательства действительно способны усиливать физическую силу и активировать системы мотивации в мозге. Однако вопреки ожиданиям, они не мешают работе внутренних сигналов, указывающих на ошибки и отвечающих за контроль поведения.
Ученые уже не раз замечали, что брань может облегчать боль или повышать выносливость. Предполагалось, что эффект связан с так называемым состоянием кратковременной «разрешенной раскрепощенности»: человек меньше следит за собой, больше концентрируется на действии и получает энергетический толчок для выполнения задачи. Но что именно происходит при этом в головном мозге, оставалось неясным.
Особый интерес у ученых вызывал так называемый сигнал error-related negativity, или ERN — всплеск электрической активности мозга, который появляется сразу после совершения ошибки. Он считается частью системы внутреннего мониторинга, которая заставляет нас замечать собственные промахи и корректировать в соответствии с ними дальнейшие действия. Если бы ругательства действительно ослабляли самоконтроль, этот сигнал должен был бы становиться менее интенсивным.

В эксперименте приняли участие 52 добровольцев, в основном студенты. Каждый из них выполнял одни и те же задания в двух условиях: повторяя нейтральное слово, например, «доска» и повторяя выбранное самостоятельно ругательство. После этого участники измеряли силу сжатия кисти с помощью динамометра и проходили когнитивный тест с отвлекающими стимулами, который позволяет зафиксировать количество ошибок и активность мозга с помощью ЭЭГ.
Результаты подтвердили прошлые наблюдения: после ругательств сила хвата увеличивалась в среднем на 1,4 килограмма. Кроме того, испытуемые сообщали о более позитивных эмоциях, которые они испытывали в этот момент и одновременно — о большей отвлеченности. Но ключевой результат оказался в другом: ругательства значительно усиливали показатели так называемой «системы поведенческого приближения» (BAS Drive), которая отвечает за стремление к цели. Проще говоря, человек становился более мотивированным действовать.
При этом на работу ERN ругань никак не повлияла. Ошибки фиксировались мозгом так же, как и в «нейтральном» состоянии. Это ставит под сомнение гипотезу о том, что брань снижает внутренний контроль. Возможно, ERN просто не отражает краткосрочных сдвигов в саморегуляции, или же эффект бранных слов слишком кратковременный и успевает исчезнуть к моменту измерений.

Интересно, что вместе с ростом позитивных эмоций фиксировалось и легкое усиление негативных переживаний. Ученые предполагают, что эти переживания связаны с злостью или агрессией — эмоциями, которые тоже могут помогать действовать активнее.
Авторы признают, что их работа имеет ограничения: выборка была относительно небольшой, и даже в ней часть данных ЭЭГ пришлось исключить из-за технических проблем. Кроме того, задачи выполнялись спустя несколько минут после произнесения слов, и возможно, эффект «разрешенной раскрепощенности» к этому моменту успевал угаснуть. Тем не менее результаты дополняют картину: ругательства действительно способны временно усилить физическую силу и мотивировать, при этом мозг не прекращает следить за ошибками. Скорее, речь идет о точечном усилении эмоционального и мотивационного компонентов поведения, а не о полном «отключении цензуры».
Таким образом, брань работает как своеобразный психологический рычаг: добавляет энергии и решимости, не разрушая при этом систему внутреннего контроля. И хотя до полного понимания нейронных механизмов, задействованных в этих процессах, еще далеко, уже ясно, что слова в буквальном смысле могут обладать силой.
Ранее ученые объяснили, что именно заставляет нас идти к долгосрочным целям.