Погоня за мегапикселями уперлась в физиологические ограничения — пишет « Hi-Tech_Mail.ru ».

Автор новостей

Зачем платить больше за телевизор 8K, если ваши глаза все равно не увидят разницу? Этот вопрос стал еще актуальнее после новых исследований ученых из Кембриджского университета и Meta Reality Labs. Они выяснили, что на типичном для гостиной расстоянии (3 метра), человек практически не способен отличить изображение на 50-дюймовом экране с разрешением 1440p от картинки в 8K.
Погоня за мегапикселями уперлась в физиологические ограничения. Как показала работа исследователей, наше зрение имеет четкий предел. Они измерили, сколько пикселей на градус обзора (PPD) может реально различать человеческий глаз. Результаты удивили: для черно-белых изображений этот порог достигает 94 PPD, для красных и зеленых узоров — около 89 PPD. А вот с желтым и фиолетовым цветами все иначе — наш глаз различает лишь 53 PPD. Это в корне меняет представление о зрительном восприятии изображений, ведь ранее считалось, что предел человеческого зрения составляет около 60 PPD.
Чем больше пикселей на дисплее, тем ниже его эффективность, выше цена и требовательнее к вычислительной мощности. Нам было критически важно найти тот момент, когда дальнейшее наращивание разрешения просто теряет смысл, — поясняет соавтор исследования профессор Рафал Мантюк.

Чтобы наглядно показать свои выводы, команда создала специальный онлайн-калькулятор. Достаточно ввести размер экрана, разрешение и расстояние до зрителя, чтобы система рассчитала, заметит ли человек разницу между этой картинкой и «идеалом». Для 50-дюймовой панели с разрешением 1440p на расстоянии 3 метров лишь 1% людей с исключительно острым зрением сможет уловить несовершенство. При переходе на 4K и 8K эта разница и вовсе исчезает для подавляющего большинства зрителей.
Конечно, многие энтузиасты готовы оспорить эти результаты. Но ученые предлагают задуматься: возможно, мы воспринимаем не четкость отдельных пикселей, а общую детализацию и качество рендеринга изображения. Их исследование фокусировалось именно на способности различать отдельные пиксели, а не на субъективной оценке «красивой картинки».

Открытие заставляет по-новому взглянуть на маркетинговые стратегии производителей. Вместо бездумной гонки за разрешением они могут сосредоточиться на других параметрах — цветовом охвате, контрастности или частоте обновления. Исследователи надеются, что их работа поможет индустрии создавать более сбалансированные и эффективные дисплеи, не тратя ресурсы на незаметные глазу улучшения.
По мнению исследователей, пользователю при выборе нового телевизора, стоит задуматься: а действительно ли ему нужен 8K? Ведь, для большинства сценариев просмотра преимущества сверхвысокого разрешения могут оказаться скорее иллюзорными, чем реальными.
Читайте также нашу статью о том, как Samsung представила телевизоры со встроенным DeepSeek.

