В современном мире банкиры — это каста неприкасаемых. Но в средневековой Европе они отвечали за бизнес головой — пишет «Vfokuse.mail.ru».
Майя Новик
Автор ВФокусе Mail

Почему в Средневековье запрещали брать проценты
Изначально во всем христианском мире ростовщическая деятельность была запрещена. Запрет этот был прямо прописан в Ветхом Завете как один из законов Бога, данный людям. Законы против деятельности ростовщиков-христиан были приняты уже в XII веке.
- С 1179 года по постановлению Второго Латеранского собора ростовщиков отлучали от Церкви с возможностью обратного принятия только после покаяния;
- им отказывали в церковном погребении;
- с 1274 года по приказу папы Григория X их изгоняли из государств;
- с 1311 года отлучали от Церкви навсегда;
- кроме этого, в Италии банкиры платили папе ежегодный общий штраф в 2000 флоринов «за грех ростовщичества».
Наказанию подвергали не только ростовщиков, но и их клиентов — их тоже отлучали от Церкви или подвергали остракизму. В литературе и изобразительном искусстве ростовщиков изображали в виде хищных зверей, а поэт Данте Алигьери в поэме «Божественная комедия» поместил флорентийских ростовщиков в восьмой круг ада. Когда в Европе в середине XIV века началась эпидемия чумы, католики сочли это наказанием за ростовщичество.
Но это не останавливало дельцов.

Средневековый бизнес. От менял до общественных банков
В раннем Средневековье по Европе ходило множество самых разных монет, поэтому сначала в городах появилась профессия менялы (campsores) — человека, который за определенную мзду обменивал деньги разных государств, княжеств и герцогств между собой. Кстати, именно от зеленого стола менялы, который назывался «банк», пошло и название профессии банкиров. Впервые профессия менялы упоминается в хрониках Европы в 1111 году.
В Брюгге было четыре меняльные конторы, в Париже менялы находились под полным контролем городских властей, а в Шартре менялы были настолько богаты, что выделяли средства на церковные витражи. Флорентийские менялы получили официальный статус в 1299 году.

Наказание банкиров: от штрафов до обезглавливания
В XIII и XIV веках банковское дело было прибыльным, но рисковым. Ведь корабли купцов могла потопить буря, захватить пираты, наконец, товар мог испортиться в дороге. Короли или герцоги проигрывали войны и лишались имущества.
Ставились под удар и правительства крупных городов, ведь на некоторые банки накладывалась обязанность делать им существенные отчисления.
Поэтому банкиров брали под усиленный контроль — например, во Флоренции на каждой сделке должен был присутствовать представитель городской власти. Но это мало помогало. Поэтому наказание для разорившихся или проворовавшихся банкиров было серьезным.
- В Италии за убийство или мошенничество банкиров казнили, а имущество конфисковывали в пользу города.
- За невыплату депозита вкладчику банкиру грозило исключение из гильдии до возврата долга.
- За изготовление фальшивых монет и нарушения, связанные с валютными операциями, банкиры платили огромные штрафы. Фальшивая монета изымалась из оборота.
- За долги банкира могли арестовать и даже подвергнуть публичному наказанию в виде позорного столба.
- Но дальше всех пошли каталонцы — они решили казнить разорившихся банкиров.
Самые суровые законы были в Испании. По ним ни один меняла, который однажды разорился, не имел права быть банкиром или занимать любую должность при короне. Обанкротившегося банкира позорили глашатаи, затем до погашения долгов его садили в тюрьму на хлеб и воду. А с 1321 года тех, кто не мог возвратить долг в течение года, обезглавливали. Оставшееся после банкира имущество распродавали для погашения долгов.
10 ноября 1360 года этот закон был применен в Барселоне в отношении разорившегося банкира Франческо Кастелло. Городские власти прилюдно отрубили ему голову на площади Морской биржи перед его собственным домом, в котором он и вел банковский бизнес.
Эта история стала известна после появления в 1943 году книги Эббота Ашера «Ранняя история банковских депозитных операций в европейском Средиземноморье». В 1990-е годы информация была перепечатана в других книгах, а в 2012 году появилась в журнале The Economist.
Эта история стала настолько популярна на Западе, что в 2015 году там даже вышла книга «о старике Франческо». Ее написал испанский писатель Мигель Эстево, она называется «Конец секретов» (El fin de los secretos).

