На некоторых товарах в России все чаще встречается новая цифровая маркировка «Честный ЗНАК». По сути это код, который должен защитить россиян от подделок, а государство держать в курсе того, сколько товаров производится и продается. Hi-Tech Mail.ru узнал, как работает маркировка и что она изменит в шопинге — пишет «Mail.ru Hi-Tech».
Что представляет собой маркировка
Это цифровой графический шифр дата матрикс. Внешне он похож на QR-код, но выглядит немного иначе. Такой формат выбрали из-за того, что он вмещает в себя много информации и хорошо пропечатывается. В Центре развития технологий уверяют, что взломать код будет трудно, он защищен криптографией российского производства.
Производители/продавцы должны получить код на каждый товар в личном кабинете. Для этого вводится описание товара, которое и будет заложено в код. Знак формируется автоматически за несколько секунд, максимум — за минуту. Операция проходит через регистраторы эмиссии, которые установлены в специальном ЦОДе. Так обеспечивается защита информации.
Дальше код наносят на упаковку, на этикетку или на сам товар. Для распечатки не нужен отдельный принтер, знаки можно печатать вместе с этикетками, уверяют разработчики. Если коды нужны для хендмейд-товаров или маленьких производств, то можно сохранить их в PDF-файле, напечатать на обычном принтере и вручную приклеить на вещь.
Кто разрабатывает и сколько это стоит
Изначально идея ввести маркировку шла от бизнеса, от участников табачного и обувного рынков. В Минпромторге инициативу поддержали. В результате кабинет министров выбрал несколько групп товаров, на которых должны появиться шифры. С их помощью бизнесмены и чиновники намерены бороться с нелегальной продукцией, которую привозят в Россию в обход таможни, а также с контрафактом и подделками. И просто контролировать движение товаров в стране.
К разработке привлекли ГК Ростех и частников — холдинг USM Алишера Усманова. Вместе они создали Центр развития перспективных технологий, основным акционером этой компании стал USM. Государство тоже активно участвует в проекте в качестве партнера, но деньги выделяют только акционеры: 220 млрд рублей на следующие 15 лет.
Вложения начнут «отбивать» через семь лет. Монетизация простая: за предоставление одного кода с продавца или производителя будут взимать 50 копеек. Если учесть, что в день табачные заводы производят тысячи пачек сигарет, которые надо маркировать, то проблем с окупаемостью у проекта не будет.
Как маркировка должна помочь покупателям
- Те, кто не хочет покупать б/у вещи по цене новых, переживает за оригинальность кроссовок или срок годности лекарств с помощью приложения «Честный ЗНАК» смогут проверить товар. Считав код, клиент увидит описание товара, цену, страну-производителя, срок годности, материал, возврат предыдущим владельцем в магазин (если было).
Разработчики подчеркивают, что код просто даст покупателю больше правдивой информации о товаре. Например, на случай, если продавец отпорет на пальто ярлык «made in China» и заменит его на Италию, чтобы продать подороже. Но финальное решение — тратить на это деньги или нет — все равно остается за покупателем. - Вскоре на приложении можно будет немного подзаработать с помощью системы бонусов. Например, если код окажется ненастоящим или проверка выдаст футболку вместо ботинок, об этом можно будет сообщить в «Честный ЗНАК»: сфотографировать вещь и отправить результат проверки кода. За это начислят денежный бонус. Пока система бонусов находится в стадии разработки. Предполагается, что бонусы будут начислять на счет внутри приложения, с которого можно пополнить мобильный телефон, электронный кошелек или на банковскую карту.
- Так будет работать общественный контроль: разработчики рассчитывают стимулировать россиян «сдавать» производителей или магазины, которые не соблюдают новые правила. Жалобы будут передавать в контролирующие органы (например, в ФНС или в Роспотребнадзор в зависимости от ситуации). Чиновники решат, что делать с магазином-нарушителем — приходить с проверкой или сразу штрафовать.
- Во многих российских магазинах уже есть онлайн-кассы, и новая система синхронизируется с ними. Правильная цена будет пробиваться автоматически, и уставший кассир не сможет продать сигареты по неверной цене. Такое иногда случается в розничной торговле.
- Каждый код уникален, так что поддельные не прокатят. Если вам пробивают товар с фейковой маркировкой, то онлайн-касса тут же оповестит «Честный ЗНАК» о нарушении. А в будущем из-за неправильной маркировки продажа будет автоматически блокироваться, рассчитывают разработчики. Но это пока неточно, опцию еще прорабатывают.
Можно ли обмануть код
На некоторых этапах мошенничество с маркировкой представляется реальным. Например, производитель может получить один рабочий код на одну пару туфель, распечатать его 100 раз и приклеить на 100 коробок обуви. Дальше эту партию отправят в какой-нибудь не очень честный магазин, где на одинаковые коды не обратят внимания и заплатят за товар наличкой безо всяких документов. «Но такие схемы не будут работать, — говорят в ‘Честном ЗНАКе’. — Система все поймает и не даст провести продажу по кассе. Если же кассы нет, то это серьезное нарушение другого закона».
Размноженные коды можно будет обнаружить в каких-нибудь палатках, на рынках. А вот в крупных торговых сетях — вряд ли, так как коды будут вносить в универсальные передаточные документы. Без них не обходится ни одна законная поставка.
Когда и где появятся маркировки
Новая маркировка уже обязательна для сигарет. С июля производители табачной продукции обязаны штамповать коды на каждую пачку, причем это относится и к зарубежным заводам. Сотрудники «Честного ЗНАКа» ездят на предприятия и показывают иностранцам, как все должно работать.
Хоть коды и стали обязательными, пока в магазинах встречаются старые пачки без символов. Разработчики считают, что скоро они естественным образом исчезнут из оборота, так как в магазинах долго не залеживаются. До лета следующего года торговым точкам разрешено продавать табачную продукцию без нанесенного кода.
Помимо сигарет коды встречаются и на других товарах, пока в качестве эксперимента. Например, на лекарствах. Это нужно для того, чтобы «обкатать» систему и просто привыкнуть к нововведениям. Но уже с начала следующего года фармкомпании должны будут маркировать лекарственные препараты на постоянной основе. Продукция, которую выпустили до этого срока, будет еще какое-то время продаваться без «Честного ЗНАКа», как и сигареты.
С 1 декабря код начнут наносить на парфюмерию, шины, покрышки, фотоаппараты, лампы-вспышки и на одежду. Пока в списке далеко не вся одежда: изделия из кожи, женские блузки, пальто для обоих полов, постельное белье, скатерти, полотенца. Сколько будет длиться переходный период — неясно, для каждой товарной категории он свой и определяется ближе к дате обязательной маркировки. Так что, скорее всего, и в следующем году продавцы еще смогут продавать вещи без маркировки.
До обуви дело тоже дойдет. С 1 марта 2020 года продажа немаркированной обуви будет запрещена. Так как кроссовки и туфли могут годами лежать на складе, «остатки» магазинам придется промаркировать самостоятельно. Каждую коробку. У крупных сетей это много времени не займет, прогнозируют в «Честном ЗНАКе» после переговоров с бизнесменами. Некоторые производители обуви уже начали маркировать свою продукцию в пилотном режиме, так что не удивляйтесь, если увидите код на коробке — он тестовый.
У государства большие планы на маркировку, они охватывают и продукты питания. Уже начались первые тесты. В июле коды начали штамповать на молоке, сливках, сырах, на твороге, мороженом и других продуктах. Найти символ можно, к примеру, на молоке «Клевер», «Северная долина». Эксперимент продлится до марта, а потом разработчики вместе с бизнесменами решат, когда маркировка станет обязательной для всей «молочки».
Цены подрастут?
Потребители почти не почувствуют повышения цен, думает Дмитрий Червяков, директор центра по сертификации продукции «ТестПродукт». «Увеличение стоимости ожидается в пределах 1-3 рублей на пачку сигарет, и в пределах 100-200 рублей на одежду, покрышки, фотоаппараты и парфюмерию», — прогнозирует он.
В фармкомпании «Оболенское» сделали точные расчеты. Внедрение системы маркировки на этом предприятии обошлось в 110 млн рублей. В пересчете на упаковку это повышает себестоимость препаратов на 80 копеек, а с учетом стоимости криптокода — на 1,3 рубля.
Hi-Tech Mail.ru обратился и к производителям сигарет. В табачной компании JTI Russia не уточнили, планируется ли повышение цен в связи с маркировкой. Но при этом отметили, что для роста цен есть и более весомые причины.
«Цена сигарет на рынке определяется прежде всего обязательными акцизными платежами в федеральный бюджет, и в гораздо меньшей степени другими рыночными факторами: балансом спроса и предложения, затратами на производство (включая маркировку), стоимостью товаропроводящей цепочки, — объясняет Василий Груздев, директор по работе с органами государственной власти JTI Россия. — Существенный рост цен в России на сигареты последние годы объясняется именно значительным ростом акцизов».
Есть и другое мнение: за счет маркировок производители со временем увеличат выручку, поэтому цены даже могут снизиться. В ассоциации «Антиконтрафакт» считают, что «Честный ЗНАК» выведет из незаконного оборота большую часть нелегальных товаров на рынке и окажется выгодным для всех участников торгового оборота. В этом случае цены на товары легальных производителей снизятся до 10%.
Разработчики «Честного ЗНАКа» также уверены, что роста цен не будет.
«Практика показывает, что производство, оснащенное современными упаковочными линиями, может быть адаптировано для маркировки сравнительно легко, при минимальном уровне затрат, — уверен замгендиректора ЦРПТ Реваз Юсупов. — Легальный бизнес несомненно несет операционные затраты в момент внедрения оборудования, но уже через год-два эти затраты приводят к дополнительным доходам». Они могут исчисляться десятками миллиардов рублей.
По словам Юсупова, маркировка выгодна любой компании, которая работает «в белую». Пострадают производители контрафакта и «серые» игроки. «Их голос мы и слышим сегодня, когда нам пытаются рассказывать о минусах маркировки», — отмечает Юсупов.
Итог
«Идея хорошая — знать, что и где сделано, — рассуждает Денис Кусков, гендиректор агентства TelecomDaily. — Но столько всего производится неофициально и продается, кто это все будет контролировать? Некоторым лучше купить дешевле без маркировки, чем дороже, но с ней. Для дорогих вещей и товаров можно сделать маркировки, их производителям скрывать нечего».
Через приложение логично проверять дорогие товары: кроссовки, ботинки, кожаные куртки и так далее. Если вы сомневаетесь, что перед вами брендовая вещь, несмотря на ярлык, то маркировка может вас выручить. Или если вы не уверены в том, что перед вами изделие из натуральной кожи. Или вдруг забрели в сомнительный магазин, но вещь очень понравилась.
Если вы целенаправленно (и задешево) закупаетесь в местах, где не дают чеки, и не собираетесь им «изменять», то можно даже не искать коды на упаковках. Скорее всего, их там не будет, только время потратите. Да и в целом каких результатов чего ожидать от дешевых вещей? Вряд ли они будут очень качественными.