Разрушение этих древних гор, возможно, спровоцировало самый большой эволюционный бум на Земле.

Ученые могут собрать воедино историю гор Земли, изучая минералы, которые горы оставляют в земной коре. Кристаллы циркона, например, формируются под высоким давлением глубоко под тяжелыми горными хребтами и могут сохраняться в горных породах еще долгое время после того, как их родительские горы исчезают —  пишет «Mail.ru Hi-Tech». Точный элементный состав каждого зерна циркона помогает выявить условия, место и время образования гор.

В новом исследовании ученые из Австралийского национального университета (ANU) изучили цирконы с низким содержанием лютеция — редкого земного элемента, который образуется только у подножия высоких гор. Анализ показал два «всплеска» обширного образования сверхгор в истории Земли — один длился от 2 до 1,8 миллиарда лет назад, а второй — от 650 до 500 миллионов лет назад. Об этом пишет Live Science.

По словам ученых, если вы вообразите Гималаи (2400 км), повторяющиеся три или четыре раза, то вы получите представление о масштабе изучаемых специалистами древних супергор. Изображение: NASA

Предыдущие исследования уже намекали на существование горного хребта, известного как Трансгондванская Супергора. Он назван так, потому что когда-то пересекал обширный суперконтинент Гондвана. Но более ранняя супергора, названная Супергора Нуна в честь более раннего суперконтинента, до сих пор никогда не обнаруживалась. Распределение кристаллов циркона показало, что обе эти древние супергоры были огромными — вероятно, их длина превышала 8000 километров.

Исследователи заявили, что по мере того, как горные хребты разрушались, происходил выброс огромного количества питательных веществ, таких как железо и фосфор, в море. Это могло значительно ускорить биологические циклы в океане, усложнив эволюцию. В дополнение к этому выбросу питательных веществ, разрушающиеся горы, возможно, также выбрасывали в атмосферу кислород, что делало Землю еще более благоприятным местом для развития сложной жизни.

Не исключено, что именно разрушение гигантских супергор вызвало первое появление сложных клеток примерно 2 миллиарда лет назад и кембрийский взрыв морской жизни 541 миллион лет назад, уточняет источник.

Посмотрите на лучшие кадры Земли по версии NASA:

Звезды в движении. Фото: NASA

Задымленные каньоны на восточной окраине Анд. Фото: NASA