Ученые вырастили органоид из клеток мозга композитора Элвина Люсье, и теперь он реагирует на мир и рождает музыку — настоящую, живую, непредсказуемую. Это не фантастика, а эксперимент, который может изменить само представление о творчестве и жизни после смерти — пишет « Hi-Tech_Mail.ru ».
Автор Hi-Tech Mail

Композитор Элвин Люсье умер в 2021-м году, но его музыка звучит до сих пор. Все благодаря необычному проекту, в котором участвуют ученые и художники. Они вырастили миниатюрный мозг из клеток самого Люсье, и теперь этот мозг продолжает создавать живые произведения. Несмотря на то что сам человек ушел из жизни, его мозг, пусть и крошечный, остается активным и реагирует на окружающий мир.
Проект под названием «Возрождение» начался еще до смерти композитора. Он сам согласился участвовать, когда узнал об идее. Ученые взяли его кровь, перепрограммировали клетки в стволовые и вырастили из них что-то вроде зачаточного мозга. Это не полноценный орган, но в нем есть нейроны — клетки, которые обмениваются сигналами, как в настоящем мозге. Эти сигналы улавливаются с помощью электродов и преобразуются в звуки. Музыкальные молоточки бьют по изогнутым латунным пластинам, создавая мелодии, ритмы, шумы. И все это — результат работы клеток Люсье.

Самое удивительное — «мозг» реагирует на звуки извне. Он может адаптироваться, менять ритм, реагировать на голос или тишину. То есть это не просто запись, не зацикленный фрагмент, процесс и живой отклик. Никто точно не знает, как он будет развиваться со временем. Возможно, со временем этот органоид научится чему-то новому. Может быть, будет звучать по-другому в зависимости от обстановки. И в этом вся суть: музыка рождается не по команде, а из внутреннего состояния и внешней среды. Бен-Ари мечтает, чтобы выращенный мозг Люсье сочинял «новые воспоминания и истории» вечно.

Люсье при жизни был известен своими экспериментами. Он работал со звуками мозга, еще когда компьютеры занимали целые комнаты. Его интересовали не ноты, а то, как звук влияет на восприятие, на тело и эмоции. Он был преподавателем, артистом, исследователем. Идея о том, что его творчество не погибнет со смертью человека, ему явно была близка. Он даже сам помог начать этот проект, понимая, что после него останется не просто архив, а настоящий живой инструмент.
Дочь композитора Аманда отмечает: «Это так похоже на моего отца. Перед самой смертью он позаботился о том, чтобы играть вечно. Он просто не может уйти. Ему нужно продолжать играть».
Сейчас «посмертная музыка» звучит в большом зале как отдельное произведение. Люди приходят, слушают, погружаются в странные звуки. Кто-то слышит там шум ветра, кто-то — ритм дыхания, кто-то — эхо чужой памяти. Удивительно, что даже после смерти можно что-то передавать этому миру.
Ранее мы писали о пользе песен для преодоления эмоционального стресса.